ЙОГА — это экстраординарная духовная наука саморазвития и самореализации, которая показывает нам, как полностью проявить наш потенциал в многосторонней жизни. Она была впервые придумана мудрецами древней Индии и сохранена вереницей жителей, живших с тех пор в Индии, которые постоянно адаптировали это учение к условиям современной жизни. Целостный подход, который несет в себе йога, дает глубокую гармонию и устойчивое равновесие телу и сознанию. Это нужно для того, чтобы пробуждать скрытую в вас способность к более высокой духовности, что является истинной целью эволюции человека. Многие методы йоги охватывают огромный диапазон от физических поз до дыхательных практик, мантры и медитации. Все они базируются на философии сознания и естественного образа жизни.
Аюрведа является традиционной индийской медициной. Ее мощная естественная система исцеления тела, ума и духа идет с древних времен параллельно с традицией йоги. Как и йога, аюрведические меры охватывают широкий спектр оздоровительных методик, включая диету, травы, физические упражнения, физический труд, программы детоксикации и режим, в соответствии с уникальной конституцией каждого из нас и воздействиями окружающей среды.
Йога и аюрведа давно связаны между собой как две дополняющие друг друга системы развития человека. У них одни общие ведические корни — наследие легендарного гималайского святого, осознавшего законы раненной и внутренние процессы космогенеза, которые являются ключом ко всем трансформациям. Эти две системы сохранили долгую и взаимосвязанную историю, взаимодействуя и взаимно обогащая друг друга вплоть до настоящего времени.
ИСТОРИЯ ЙОГИ И АЮРВЕДЫ
Большинство из нас имеет сегодня некоторое представление о Йоге. Йога стала очевидной частью нашей разнообразной культуры, с которой мы все сталкиваемся в той или иной форме. Или как модная система физических упражнений, йога как нетрадиционная медицина, йога как глубокое духовное учение — вот далеко не полный список наших представлений о ней. Чтобы рассмотреть реальные перспективы йоги, давайте взглянем на нее по-новому, особенно в то что касается необходимости применять ее строго индивидуально, на каком бы уровне мы ее ни использовали.
Йога — это санскритский термин, обозначающий «объединять, координировать или насыщать энергией». Она касается правильной гармонизации тела, ума и духа, чтобы раскрыть во всей полноте наш более высокий жизненный потенциал. Йога берет наши обычные способности и расширяет их экспоненциально, чтобы помочь нам развивать понимание, выходящее за пределы нашего индивидуального и коллективного опыта. Йога использует в качестве основы тело человека — его тайные энергии и естественный ум, — для того чтобы достичь вершин духовности. Это часть тысячелетнего поиска человечеством здоровья, счастья и просветления, которая обращена ко всем людям. Поэтому не удивительно, что йога получает признание во всем мире, по мере того как мы постепенно вступаем в планетарную эру сознания и единства.
Уроки йоги сегодня доступны всем — часто в каждом городе существует множество ее школ. Занятия по йоге проводятся в спортзалах, на курортах, в медицинских центрах. Йога теперь не является чем-то совершенно новым или экзотическим, как это было всего несколько лет
назад. Средства массовой информации показывают нам образы людей, которые сидят в позе лотоса или в каких-либо еще сложных йоговских позах. Йоговские термины, такие как мантра, гуру и шакти, используются в газетах и журналах. Мы имеем культурное подражание йогам, будь то эксперт по асанам, великий гуру, свами или магический хилер.
Однако йога — гораздо больше, чем великая система физических упражнений. Йога обладает необыкновенной целительной силой как для тела, так и для ума. Она направлена не только на структурную дисгармонию в теле, как, например, проблемы с суставами и костями, но также на органические дисфункции, включая расстройства гормональной и иммунной систем. Кроме того, в частности, посредством медитации йога лечит нервные расстройства, эмоциональное напряжение и психологические проблемы всех типов от стрессов до психозов.
Для этой своей лечебной цели йога тесно сотрудничает с аюрведой, «наукой жизни», которую тоже можно назвать «йоговской медициной». Аюрведа использует диету, травы, физический труд, пранайяму и медитацию как часть целостной системы исцеления подобно практикам йоги, касающимся тела, ума и духа. Йога и аюрведа — родственные науки, которые произросли в Древней Индии из одних и тех же корней. Оба этих учения отражают дхармический подход к жизни, поиск гармони всего живого с законами вселенной. Поскольку исцелению йога придается особое значение, мы конечно, также должны переменить наш взгляд на аюрведу.
В йоге во главу угла поставлена природа отдельного ученика. Практики применяются не механически ко всем подряд, но строго на индивидуальной основе. То же caмое касается применения йоги как лечебной методики. Понимание нашей индивидуальной конституции, как физической, так и психологической, имеет первостепенную важность для исцеления самого себя. Это отсылает йогу обратно к аюрведе, которая предлагает традиционную типологию тела и ума для йоговской практики.
ЙОГА ДЛЯ ВАШЕГО ТИПА; АЮРВЕДИЧЕСКИЕЭНЕРГЕТИКИ ЗДОРОВЬЯ
Будь то диета, физические упражнения или даже медитации вопрос в том, что подходит именно нам? Как мы можем удовлетворить наши реальные повседневные нужды? Сейчас мы все чаще и чаще признаем, что каждый человек неповторим. Еда, которая полезна для одного человека, может не быть полезна для другого. Травы и физические упражнения также требуют индивидуального подбора. У нас разные физические умственные и духовные спорности, которые требуют индивидуального подхода к развитию каждого человека. Нам необходимо знать, что будет работать в нашем случае. Каков наш тип и какую йогу мы должны использовать в этом случае? В частности, какие асаны (или йоговские позы) являются для нас наилучшими?
Естественно, это зависит от той типологии, которую мы используем для описания самих себя. Предлагается много различных классификаций — некоторые из них новые, некоторые очень древние. В этом отношении мы должны помнить, что йога и аюрведа имеют свои собственные значимые системы типологии, которые были проверены тысячелетним опытом. Йога и аюрведа показывают наш психофизический тип в соответствии с теми энергиями и элементами, которые преобладают: три тела — Вата, Питта Капха — и три гуны (ментальных качества) — саттва, раджас и тамас. Далее в книге мы дадим для вас детальное описание этих типов и специфические тесты для определения того, к которому из них вы принадлежите.
Для оптимального здоровья нам требуется индивидуальный диагноз и план лечения, который будет отвечать нашим специфическим потребностям, а не просто общее или стандартное предписание. Именно в этом и заключается значимость аюрведы, которая основывается на точной конституциональной модели здоровья. Она назначает индивидуальные планы лечения и режим, который будет охватывать все аспекты вашего поведения. Посредством аюрведы мы получаем правильное понимание нашей уникальной природы, для того чтобы практика йоги была направлена на наше действительное «я» и на то состояние, в котором мы находимся в момент этой практики.
КЛАССИЧЕСКАЯ ЙОГА И ПРАКТИКА АСАН
Чтобы понять йогу и аюрведу, нам сначала нужен беглый обзор йоги, ее современного применения и исторических корней. Йога — это широкая система с детальными техниками для всех аспектов развития человечества — от музыки и танца до психологии и социологии. Она подобна великой горе, на которой есть чудесные животные, растения, минералы и широкий простор и на которую надо долго смотреть с разных ракурсов.
Главная йоговская практика, которую мы сегодня наблюдаем во всем мире, — это асаны, или йоговские позы. Асаны распространяются на все йоговские упражнения, а также на дыхательные методики и ментальные упражнения. Асана — это внешнее лицо йоги, и для большинства людей — это их первый шаг по пути йоги. Для большинства из нас йог — это человек, похожий на отличного гимнаста, выполняющий трудную йоговскую позу.
Корни асан уходят в йоговскою традицию, которая называется Хат-ха Йога. В этой традиции асаны (позы), пранайяма (дыхание) и медитация образуют триединство духовных практик, направленных на развитие наших внутренних энергий. Йога, имеющая дело с асанами, иногда называется Хатха Йога, потому что тексты Хатха Йоги содержат самое подробное описание асан, но мы должны помнить, что она охватывает только один аспект Хатха Йоги, а не всю систему в целом.
Традиция Хатха Йоги уходит своими корнями в классическую йогу, сконцентрированную в йоговских сутрах великого мудреца Патанджали (200 год до н.э.). Эти сутры называются Йога Даршана, или философия Йоги. Однако Патанджали не был изобретателем йоги, она существовала за много веков до него. Патанджали систематизировал и ратифицировал долгую традицию в форме афоризмов, по сей день остающихся лучшим итогом системы, которая была разными путями усвоена из разных методик йоги.
Йога Патанджали называется Раджа Йога, или королевская Йога из-за своего высокого уровня преподавания. Она называется Аштанга Йога, или восьмичастная йога. И из-за своих восьми уровней Практики, где асаны — всего лишь один из них. Хатха Йога имеет отношение к начальным стадиям Раджа Йоги, особенно к подготовке тела и праны. Она считается важным шагом на пути к их полному развитию.
Система Патанджали Раджа Йога, в свою очередь, уходит своими корнями в более древние учения Хинду Йоги в Упанишадах, Бхагавад Гита, Махабхарата и Пуранас и в философскую систему Самкхъя, которая содержится в них. Эти санскритские тексты объясняют различные йоговские практики медитации, мантры, посвящения и развития Праны. После Патанджали сама Гита считается обычно первоначальным текстом йоги, обрисовывающим в общих чертах интегральный подход, похожий на Сутры йоги. Таким же образом Кришна, величайший учитель Бхагавад Гита, часто считается и величайшим из всех йогов.
Все более древние йоговские учения в Индии восходят к Ведам, Учениям древних гималайских риш, насчитывающим более пяти тысячелетий. Веды представляют огромное и разнообразное духовное наследство древнего мира, большая часть которого потеряна или забыта и которое однажды распространилось по всему миру.
Действительно, йога так же стара, как и само человечество, и представляет более высокое по духовности наследие, которое, по сути, есть у всех нас глубоко в сердце, как бы мы это ни называли и в какой бы форме ни представляли это себе. Йога — это часть нашего вечного поиска самореализации, которой мы все должны достичь в этой или иной жизни. Ее методы и идеи важны для каждого, независимо от его происхождения, применимы в любое время, когда человек готов заглянуть внутрь себя и развивать внутреннюю жизнь сознания и радости.
Восемь частей йоги
Патанджали рисует полный восьмичастный путь йоги, который имеет отношение ко всем аспектам жизни, внутренним и внешним. Эти восемь частей (аштанга) следующие:
Йама — поведение
Нийама — развитие образа жизни
Асана — йоговские позы
Пранайама — контроль за праной
Пратьяхара — контроль за ощущениями
Дхарана — концентрация
Дхьяна — медитация
Самадхи — реализация
Аюрведа появилась на западной сцене более поздно, чем йога, следуя за ней по пятам. Еще несколько лет назад знание аюрведы было уделом небольшого количества людей, которые вслед за йогой познакомились с этой великой традицией. В последние несколько лет вместе со взрывом интереса к нетрадиционной и дополнительной медитации аюрведа приобрела растущее признание. Сейчас она проявляет себя как одна из важнейших в мире систем духовно-телесной медицины.
Аюрведа предлагает уникальную систему лечения, основанную на корректировании образа жизни, индивидуализированных диетических программах, действенных травяных формулах и духовном фокусе йоги и медитации. Ее глубокая классификация духовно-телесных типов позволяет сделать ясную оценку индивидуальной конституции и того, как целостно лечить человека. Это делает аюрведу идеальной практикой для профилактики заболеваний, увеличения продолжительности жизни и развития творческих способностей. Она не является только способом противостоять болезням, хотя аюрведа может это делать достаточно хорошо, применяя специфические планы лечения при любых жалобах начиная с банальной простуды и заканчивая серьезными заболеваниями.
Аюрведа стала главной частью того, что мы могли бы назвать «второй фазой» интереса к йоге, она является лечебной методикой и инструментом исцеления. На этом строится первая фаза интереса к йоге как к системе упражнений. Люди, вникающие в терапевтический аспект йоги, по существу приобщаются к аюрведе из-за исторического родства этих двух систем.
По мере того как продолжает расширяться терапевтический аспект йоги, обязательно раскрываются ее связи с аюрведой. Это приводит к новому взаимодействию двух дисциплин, в котором каждая из них заряжается энергией от другой. Йога развивает современные подходы через разнообразные формы физических упражнений, физического лечения и психологии, которые возникли первоначально из столкновения с современной медициной. Теперь она должна снова обратить внимание на свои традиционные медицинские корни из аюрведы и подумать, как их сложить вместе в единую картину ее мощного лечебного потенциала.
Аюрведа также сталкивается с современной медициной и новыми проблемами со здоровьем, созданными сегодняшней информационной эпохой. Она подобным образом саморегулируется в связи с новыми методами лечения и изменениями в образе жизни. Она вступает в контакт с новыми формами йоги, особенно на западе, что также расширяет ее перспективы. Эта новая область контакта йоги и аюрведы, самоисцеления и самореализации является одной из важнейших тенденций в йоге и должна стать более значительной в будущем.
АЮРВЕДИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЖИЗНИ
Аюрведа означает «мудрость жизни» — жизни в ее самом глубоком ощущении как творческого и духовного приключения в реальности сознания. Цель такой жизни — не просто здоровье, но гармония индивида с физическим, ментальным и духовным аспектами вселенной. В этом отношении концепция жизни в аюрведе выходит далеко за пределы любой персональной и материалистической дефиниции и охватывает ту целостность, которой мы можем стать. Аюрведа определяет истинное здоровье или благополучие (сватха) как правильный баланс тела, ощущений, сознания и души (Атман или Пуруша). Это полная связь внешних аспектов нашего бытия с его внутренней сущностью — чистым осознанием. Выравнивание позвоночника при выполнении асаны является частью этого великого приведения в соответствие внешнего и внутреннего аспектов нашей природы, что позволяет нашим энергиям подниматься вверх по направлению к трансформации.
Тело — это основа всего, что мы делаем. Оно должно быть сильным, здоровым и чистым, свободным от токсинов, с хорошей иммунной системой, здоровым аппетитом и физической выносливостью. Ощущения — это инструменты, посредством которых мы контактируем с внешним миром. Они должны быть острые и ясные, быстро реагирующие и свободные от неестественных потребностей и пристрастий. Психика — это основа нашего сознания. Она должна быть спокойной, уравновешенной и восприимчивой, свободной от национального потрясения и вредных мнений. За телом и психикой скрывается наша душа, или внутреннее сознание, чувство единения со всем, которое не ограничено временем или пространством и объединяет нас с целой вселенной. Она должна быть частью всего, что мы делаем, источником нашей мотивации для всего, что имеет решающее или постоянное значение.
Для того чтобы лечить тело, нам нужны здоровая пища, травы и физические упражнения — не только лекарства или новейшее медицинское оборудование, но многогранный сбалансированный образ жизни. Для лечения психики нам нужны правильные впечатления, выражения и ассоциации, полный режим для психологического счастья, а не только анализ и тесты. А что касается души, нам нужна подходящая духовная практика, чтобы соединить нас с вечностью и бесконечностью, находившейся за пределами наших забот и тревог. Все эти соображения и являются составной частью огромных масштабов аюрведы.
Аюрведическое лечение имеет два главных компонента, которые взаимосвязаны между собой. Первый состоит из специальных рекомендаций для лечения конкретной болезни, которые скорее находятся в ведении медицины; как мы знаем, это действенные травяные формулы аюрведы и методики Панча кармы. Второй и более фундаментальный компонент состоит из аюрведических рекомендаций по улучшению общего состояния здоровья и самочувствия. Он включает факторы образа жизни, такие как физические упражнения и медитация, индивидуализированные программы здоровья, целостную систему практик социального здоровья и преданную заботу о нашей естественной окружающей среде.
Аюрведа заставляет нас осознать свое место в мире природы через ход времени. Она учит нас, как гармонизировать себя с восходом и закатом солнца, временами года и этапами жизни от рождения до смерти. Она показывает нам, как адаптироваться к воздействиям холода и тепла, сырости и засухи, ясным и пасмурным дням. Аюрведа поднимается с солнцем, прекрасно светит с луной и свободно движется с ветром. Вместе со своим природным ритмом аюрведа включает осознание нашей внутренней природы через наши мысли и эмоции, что также следует органической модели. Она заставляет нас осознать наш собственный внутренний пейзаж, климат и времена года наших умов и сердец. В своем многоуровневом подходе аюрведа показывает правильную диету для физического тела, правильное дыхание для пранического тела, правильные впечатления для ума, гармонические эмоции для сердца и правильные мысли дня пешего высшего разума.
Аюрведа базируется на признании жизненной силы, называемой в санскрите Прана. Она смотрит на тело как на форму, чистую оболочку, сотворенную и наполненную энергией посредством Праны как посредника для сознания. Аюрведа обучает нас силам Праны, которые управляют нашей жизнью и показывают нам, как овладеть ею для нашего более полного раскрытия. Она имеет свой собственный язык этих жизненных сил, которые становятся дошами (биологическими телесными жидкостями), обозначающими наш индивидуальный психофизический тип. В нашей книге мы будем подробно говорить об этих типах.
Согласно аюрведе, мы приобретаем болезнь из-за двух факторов, которые обычно идут бок о бок: извне — неправильное отношение с силами внешней среды, такими как пища или климат, и изнутри — неправильное движение внутренних энергий, вызываемое дисгармоничными мыслями и эмоциями. Трансформацией этих двух факторов является движение аюрведического исцеления, которое происходит и извне, и изнутри.
ЙОГА И АЮРВЕДА
Аюрведа, подобно йоге, возникла как часть разнообразных гималайских спиритуалистических учений. Ее традиционное божество — Дханвантари, индуистский бог медицины, являющийся формой Бога Вишну, аспектом космического сознания, которое бережет и охраняет вселенную, традиционными основоположниками являются Чарака и Сушру (155 год до н.э.). Они создали два главных классических текста по аюрведе — Чарака Самхита и Сушрута Самхита. Великий учитель йоги Патанджали сам написал комментарий к труду Чараки, что подтверждает, как всегда были близки йога и аюрведа.
Йога традиционно преподавалась, используя терминологию аюрведы, особенно для объясненй физического воздействия и полезности для здоровья различных асан. Подобно этому, аюрведа использует язык йоги и ее понимание психики и нежного тела для психологической и духовной составляющие ее лечебных практик.
Классическая йога имеет в качестве своей основной цели самореализацию, являющуюся унификацией с нашим высшим «я» или чистым осознанием, которое выходит за пределы внешнего мира и его границ. Аюрведа ставит своей основной целью оптимальную жизнь, проявление нашего полного потенциала здоровья и энергия на всех уровнях. Оба этих учения идут вместе. Без полного расцвета нашей жизненной энергии мы не сможем реализовать нашу истинную способность высшего осознания. Без самопонимания мы не сможем использовать нашу жизненную энергию должным образом или полностью, но мы растратим ее в неосознанных стремлениях. Йога покоится на аюрведической медицине для своих выводов о здоровье. Аюрведа покоится на Йоге для своего ментального и духовного измерения.
И йога, и аюрведа отражают и ведическую идею того, что мы должны жить в согласии с нашей уникальной природой и ее особыми возможностями. Согласно аюрведе, мы все обладаем разными индивидуальными конституциональными типами психики и тела. Требования в пище, физических упражнениях и образе жизни будут различны ддя каждого типа. Точно так же йога должна выполняться в гармонии с индивидуальной конституцией и физически и психологически. Тип асаны и медитации, полезный для одного человека, может оказаться вредным для другого. Так же, как мы должны есть пищу, подходящую для данного типа, мы должны подбирать упражнения. Режимы асан больше пойдут нам на пользу, если они планируются с учетом индивидуальных потребностей и аюрведических конституциональных соображений. В этом отношении, практика асан может быть использована на трех различных уровнях:
• Асана как упражнение — как часть здоровой жизни
• Асана кик терапия чтобы лечить отдельные болезни или дисфункции тела и психики
• Асана как спиритуалистическая практика — для самопознания и саморазвития
Чаще всего люди выполняют асаны в облегченном варианте для здоровья и физической тренировки. Некоторые люди выполняют асаны, чтобы лечить отдельные болезни, как часть йоговской терапии. Они лечат боли в спине, болезни сердца, расстройства нервной системы, ВИЧ-инфекцию или другие состояния. Классическая йога, как Йога Сутрах, интепретирует асаны как часть садханы, или спиритуалистической практики, но мало говорит о пользе для здоровья отдельных поз, которые упоминаются мимоходом.
Аюрведическое лечение включает рекомендации упражнений для поддержания хорошего здоровья и для лечения отдельных болезней. Оно делает акцент на практику асан как на идеальную и полную систему упражнений, которая поддерживает оптимальное функционирование тела. Согласно аюрведе, мы должны следовать типу упражнения, согласующемуся с нашей индивидуальной конституцией, которая определяется как доши Вата, Питта и Капха. По этой причине аюрведа предписывает асаны, основанные на определении конституционального типа человека (его доши). Те, к го хочет заниматься йогой, либо упражнениями, либо лечением, должны обратиться к аюрведе, чтобы узнать, как интегрировать йоговскую практику в конституциональные измерения и индивидуализированные планы лечения болезни.
Аюрведа — это ведическая дисциплина о здоровье тела и психики, в то время как классическая йога — это соответствующая система духовной практики. Это означает, что как режимы образа жизни асаны попадают в поле аюрведических исправлений образа жизни и должны принимать во внимание аюрведическую конституцию человека, так и терапевтические методики для лечения отдельных болезней и расстройств также попадают в поле аюрведы и должны увидеть дисбаланс доши за каждой отдельной болезнью.
Йоговская терапия (йоговская чикитса) традиционно находилась в поле аюрведы, которая имеет в своем диапазоне как рекомендации по образу жизни, так и предписания по; лечению отдельных болезней. Это верно не только по отношению к индуисткой традиции йоги, но также к тибетскому буддизму, который в значительной степени опирается на аюрведу в лечебной части своей традиции.
Однако мало современных учителей йоги даже в Индии осознают аюрведические подтексты в йоговской практике. Если они предписывают асаны, то могут учитывать только те физические кондиции человека, которые требуются от него по современным медицинским стандартам. Они склонны смотреть на асаны вне контекста йоговского языка, в котором непонятны их энергетические связи с Праной и высшим проявлением Себя. С другой стороны, традиционная йога описывает асаны в аюрведических терминах и энергетиках, которые проливают много света на их применение. Ученики йоги должны знать этот аюрведический язык, для того чтобы он могли адаптировать свою практику асан для наилучших возможных результатов. Аюрведический взгляд на практику асан дополняет то, чему йога уже научила их, обеспечивая их медицинским языком, который хорошо вписывается в целостное поле йоговских концепций и техник.
Для тех, кто использует практику асан на любом уровне аюрведическое понимание асан очень полезно, если не сказать более. Подобным же образом те, кто вникает в духовные достоинства аюрведической медицины, должны изучать йогу в более широком смысле — как путь к Самопознанию.
Отрывок из книги «ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ЙОГА. Аюрведический подход к практике асан» Дэвид Фроули, Сандра Саммерфилд Козак
_____