ТРИ ДОШИ: и АЮРВЕДИЧЕСКИЕ ЭНЕРГИИ ЗДОРОВЬЯ
Аюрведа признает три формы оптической (или жизненной) энергии как основу для здоровья и болезни у всех людей. Это три доши биологических жидкости — Вата (воздух), Питта (огонь) и Капха (вода). Доша означает «то, что вызывает порчу вещей» и имеет отношение к болезненному потенциалу жидкостей. Вата означает «ветер»; Питта означает «желчь», а Капха ассоциируется со «слизью или мокротой». Ветер, желчь и слизь — это три основные формы токсинов, которые вызывают боль и болезнь, когда они накапливаются в теле. Ветер вызывает сухость, ригидность, нервозность и слабость. Желчь, которая является формой огня, вызывает инфекцию, воспаление, кровотечение и лихорадку. Слизь вызывает закупорку сосудов, отек и ожирение.
ТРИ ДОШИ И ЧТО ОНИ ДЕЛАЮТ
Вата Доша
Вита — это движущая или энергетическая сила, ответственная за движение, выражение и разрядку всех импульсов.
Вата действует главным образом через нервную систему, она протекает через нее, подобно электрическому току.
Толстый кишечник является главным местом ее болезненных процессов, в котором скапливаются отработанные газы или токсины Ваты, и оттуда они распространяются в кровь, кости и другие части тела.
Питта Доша
Питта — это огненная или транс¬формирующая сила, ответственная за пищеварение, тепло и восприятие всех типов.
Питта главным образом действу¬ет через пищеварительную систему и кровь как главные телесные термоге¬нетические области.
Она отвечает за болезненные про¬цессы в области тонкого кишечника, где накапливаются избыточная кисло¬та или токсическая Питга, и распространяется через кровь к различным частям тела.
Капха Доша
Капха — это поддерживающая или сохраняющая сила, ответственная за формирование тканей, субстанции и поддержку.
Капха действует главным образом через плазму или лимфатическую систему как основу питательного раство¬ра, создающего массу тела и обеспечивающего питание всех его тканей.
Болезненные процессы, связан¬ные с Капхой, развиваются в желудке, в котором избыток слизи (отработанная Капха) накапливается и распространяется через кровь и лимфу к раз¬личным частям тела.
Цель практики асан заключа¬ется в том, чтобы сохранять правильное течение дошей, поддерживать их как силы здоровья и жизнеспособности. Ее целью являет¬ся предупреждение накапливания дошей в их характерных местах (Вата — толстый кишечник, Питта — тонкий кишечник, Капха — желудок и начала болезненных процессов.
Асана с ее смягчающим, рас¬тягивающим и расслабляющим дей¬ствием является главным физичес¬ким упражнением для поддержания баланса дошей. Она успокаивает Вату, охлаждает Питту и освобожда¬ет Капху. Асаны поддерживают наше физическое строение и энергию в гармонии, для того чтобы не беспо¬коить доши, обеспечивая правиль¬ную циркуляцию крови и Праны во всем теле. Эти три доши всегда вов¬лекаются в то, что они делают:
— Вата — это курьер
— Питта толкает или провоци¬рует
— Капха укрепляет или сопро¬тивляется
Вата, которая имеет отноше¬ние к Пране, или жизненной энер¬гии в целом, представляет собой движущую силу, циркулирующую и работающую. Питта является трансформирующей силой, кото¬рая заставляет вещи переходить из одного состояния в другое, как, на¬пример, пища становится тканью посредством сгорания в пищеварительном тракте. Капха — это поддерживающая сила, которая удерживает предыдущие состоя¬ния, будь то здоровье или болезнь.
Вата движется вперед поступтельным движением, делая нас активными и способными к продолжению движения. Сначала мы должны иметь дело с Ватой и быть уверенными в том, что наша жизнь движется в правильном направлении. Питта вызывает изменение уровня или манифестации. Она заставляет вещи двигаться вверх или вниз и является источником нового. Во вторую очередь мы имеем дело с Питтой, чтобы убедиться правильности усвоения нами своего жизненного опыта. Капха удерживает все, что было раньше, и охраняет, сдерживая, и горизонтальное движение Ватты, и вертикальное движение Питты. Она также обеспечивает топливо, на котором работают две другие доши, чтобы вырабатывать энергию, служащую для их стабилизации. В третью очередь мы имеем дело с Капхой, для, того чтобы охранять свою основу.
Доши имеют психологические последствия — такие, как сила темперамента, эмоциональные факторы, которые в избытке приводят к дисбалансу. Вата, или ветер, создает страх и беспокойство которые проистекают из чувств неустойчивости и нестабильности. Питта, или огонь, вызывает гнев, последствие избытка тепла или страсти в нашей системе. Кпха, как вода вызывает скупость и преданность, состояния привязанности и удержания чего-либо.
Чтобы практиковать йогу, подходящую именно для вашего типа, вы должны сначала суметь определить ваш реальный тип. В следующей главе мы будем рассматривать конституциональные типы йоги и аюрведы, чтобы позволить вам правильно подобрать упражнения. Существуют два уровня йоговской типологии. Первый — и более важный с точки зрения духовного аспекта — определяется тремя гунами – саттва, раджас и тамас. Второй, более важный с точки зрения вопросов здоровья, согласуется с тремя дошами — Ватой, Питтой и Капхой. Гуны представляют ментально-духовную модель, чтобы помочь понять нашу цикличность к высшим йоговским практикам. Доши отражают психологическую модель, чтобы помочь нам поддерживать равновесие состояний нашего комплекса психики и тела. Оба этих уровня обеспечивают фундамент для йоговской практики, которая отражает и динамику нашего индивидуального духовно-телесного типа, и конкретный уровень нашего спиритуалистического развития.
АЮРВЕДИЧЕСКАЯ ДОШИЧЕСКАЯ КОНСТИТУЦИЯ
Три доши являются не толь¬ко общими факторами, ответ¬ственными за физиологические реакции; они также являются спе¬цифическими факторами, кото¬рые создают различные энергети¬ческие типы людей. Эти дошические типы можно легко понять в соответствии с их элементами. В типах Вата доминирует воздух, но есть и вторичный компонент — эфир как пространство, главным образом между костями и суста¬вами, которое содержит Вата в теле. Питта — это типы с преоб¬ладанием огня, но имеется вто¬ричный компонент — вода, горя¬чие жидкости — такие как кровь и пищеварительные соки, которые удерживают Питту. В типах Капха доминирует вода, а вторичным компонентом является земля как подкладка кожи и слизистых обо¬лочек, в которой они находятся.
АЮРВЕДИЧЕСКИЕ ДОШИЧЕСКИЕ ТИПЫ
ТИПЫ ВАТА
На физическом уровне тип Вата выше или ниже среднего роста, тонкие по телосложению, с тенденцией к небольшому весу. У них плохое кровообращение, сухая кожа, выступающие вены и мало подкожного жира. Их пищеварение неустойчивое, изменчивое, и они склонны к запорам. Они страдают чаще всего от ветра, сухой погоды и холода
На психологическом уровни Вата — это нервные типы, беспокойные, активные, экспрессивные и творческие. Они эмоционально чувствительны и подвержены страхам и беспокойству, у них быстро меняются настроения и мнения.
В отношении к йоговской практике людей этого типа привлекают все типы энергетических практик включая асаны, пранайямы и мантры. Они любят быть активными, занимаясь чем-либо, чтобы менять свою жизнь
ТИПЫ ПИТТА
На физическом уровне они име¬ют средний рост и телосложение. У них хорошее кровообращение, све¬жий цвет лица, теплые конечности и теплая влажная кожа. У них силь¬ный аппетит, как и потребность в жидкости, и у них хорошо работает выделительная система. Они страда¬ют от жары, солнца и огня.
На психологическом уровне они агрессивные, динамичные, волевые, сосредоточенные и решительные. Эмоционально они сильны и увере¬ны в себе, с сильными мнениями и тенденцией выходить из себя.
В отношении к йоговской практике люди этого типа больше всего склонны к медитации и умственной работе. Они естественно стремятся к просветлению как к своей цели в жизни. Однако они рассматривают практику асан как средство разви¬тия энергии.
ТИПЫ КАПХА
На физическом уровне они обычно ниже среднего роста, но могут быть и высокими. Однако они имеют крупное телосложение с тенденцией набирать вес и удерживать воду. У них плохое крово¬обращение и грубая кожа, которая часто бывает влажной. У них посто¬янный аппетит, но их метаболизм медленный, и они склонны к вялости. Они больше всего страдают от влажости и холода.
На психологическом уровне они эмоциональные типы, с сильными и устойчивыми чувствами. Они спо¬койны, удовлетворены, преданы и последовательны. Они могут сильно привязываться к другим людям, и им трудно расставаться.
В отношении к йоговской практике Капхи предпочитают религиозный подход, включающий пение, молитвы и культ божеств. Они вы¬полняют асаны, если убеждены, что этo полезно для здоровья.
Эти три доши создают три раз¬личных первоначальных типа ин-дивидуальных конституций, или психотелесных типов, таких как Вата, Питта и Капха. Это подчер¬кивается на всем протяжении аюрведы. Мы должны заметить, что ни один из этих отдельных типов не является лучшим или худшим по сравнению с другими. Каждый тип имеет как свои преимущества, так и свои недостатки. Каждый требу¬ет специальной корректировки или адаптации, чтобы держать его в рав¬новесии. Научитесь понимать силь¬ные и слабые стороны своего типа.
• Обладая по природе водой и землей, типы Капха облада¬ют самым сильным телосло¬жением и резервом жизнен¬ной энергии, но у них мо¬жет отсутствовать мотивация и адаптация правильно ис¬пользовать эти сильные сто¬роны.
• Обладая изменчивой приро¬дой, люди типа Вата имеют самые слабые телосложение и внутренние резервы орга¬низма, но зато обладают самой большой способностью к переменам и адаптации, для того чтобы защитить себя.
• Являясь страстной натурой, люди типа Питта обладают умеренной физической силой и выносливостью, но имеют ментальную и эмоциональ¬ную силу и решимость, кото¬рые заставляют их упорно заниматься факторами здоровья или болезни в зависимости от их ценностей.
ДЕТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ КОНСТИТУЦИЙ
Далее вы видите детальное описание конституции, взятое из книги Аюрведическое лечение. Ког¬да вы будете читать это описание, помните о том, что вы представ¬ляете собой комбинацию всех трех типов в различном соотношении. Отметьте, какая доша в вас пре¬обладает. Это обычно и будет ваша доминирующая доша. У некоторых людей двойственная природа: две доши у них находятся в относи-тельно равной пропорции. У дру¬гих все три доши могут быть пред¬ставлены в одинаковом количе¬стве. Когда особенно трудно ре¬шить этот вопрос, придавайте больше значения более явным факторам. Говоря в общем, мы знаем себя достаточно хорошо, чтобы определить нашу собствен¬ную конституцию. Определение конституции других людей — бо¬лее трудная задача.
Наша врожденная, или при¬родная, конституция лучше всего проявляется фиксированными признаками нашего физического тела, особенно формой скелета и весом. Наш общий метаболизм и пищеварение — еще один верный и хороший показатель. Постоян¬ные привычки и склонности и типы хронических заболеваний еще одни важные показатели.
Хотя конституция обычно не меняется на протяжении всей жизни, исключительные факторы, такие, как длительная болезнь, могут изменить ее, особенно если человек изначально сочетает в ceбе два типа конституций. Иногда конституция меняется на разных стадиях жизни, например, как Вата возникающая в пожилом возрасте, который является ее стадией жизни. Или мы можем переживать другую дошу кратковременно, в связи с повседневными или сезонными изменениями. Например, мы все более вспыльчивы (Питта) летом, в сезон Питты, более блед¬ные (Капха) весной, в сезон Kaпхи, более легкомысленны (Вата) осенью, в сезон Ваты. По этой причине мы должны иметь пред¬ставление обо всех трех дошах их возможных влияниях на наше здоровье, даже если мы относимся исключительно к одному определенному типу.
Аюрведический коституциональный тест
Отрывок из книги «ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ЙОГА. Аюрведический подход к практике асан» Дэвид Фроули, Сандра Саммерфилд Козак